Учебный план 5-9 классы


Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования МБОУ СОШ №47 на 2020-2021уч.год.

Учебный план является частью организационного раздела основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №47.

Цель основного общего образования: создание комфортной образовательной среды, способствующей развитию ребёнка и его социализации.

Задачи основной образовательной программы:

  • спроектировать содержание образования в строгом соответствии с     требованиями стандарта.
  • развивать у учащихся потребности к самоопределению, самовыражению, саморазвитию.
  • создать условий, благоприятствующих укреплению физического, нравственного и психологического здоровья учащихся.

 

Ожидаемые результаты

На уровне основного общего образования (5-9 классы) планируется достижение следующих результатов:

  • формирование функциональной грамотности, соответствующей стандартам основной школы;
  • формирование ценностно-смысловых установок;
  • развитие интереса;
  • целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами различных предметов;
  • формирование готовности к обучению по программам среднего общего образования, осознанному профессиональному выбору;
  • дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности обучающихся.

 

Особенности и специфика образовательной организации

Основная форма освоения образовательных программ в МБОУ СОШ №47 – очная.

С учётом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объёма осваиваются в следующих формах: в образовательной организации – очной, очно-заочной; вне образовательной организации в форме семейного образования, самообразования. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Для всех форм получения образования и форм обучения действуют единые федеральные государственные образовательные стандарты.

 

Реализуемые основные общеобразовательные программы

Школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями

общеобразовательных программ основного общего образования с 5-летним нормативным сроком освоения образовательных программ основного общего образования для 5 — 9 классов.

 

 

Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:

  1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Приказом Министерства Образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 29.12.2014).
  3. Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. №1897»
  4. Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015.
  5. Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. №576, от 28 декабря 2015г. №1529, от 26 января 2016 г. №38, от 21 апреля 2016г. №459, от 29 декабря 2019г. №1677, от 8 июня 2017г.№535, от 20 июня 2017г. №518, от 5 июля 2017г. №629.
  7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 25 мая 2015г.№08-761 Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
  8. Письмо Минобрнауки от 17.05.2018 г. №08-1214 «Об изучении второго иностранного языка в соответствии с ФГОС»
  9. Устав и основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №47.

 

Режим функционирования образовательной организации

Режим образовательного процесса регламентируется годовым календарным учебным графиком. Режим функционирования устанавливается в соответствии СанПин 2.4.2.2821-10 и Уставом школы МБОУ СОШ №47:

Уровень основного общего образования МБОУ СОШ №47 в 2019-2020 уч. году работает в модульном режиме в две смены: количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и более 6020 часов.

— продолжительность учебного года: 5-9 классы – 34 учебные недели;

— продолжительность учебной недели- 6 дней;

— количество классов комплектов второго уровня -18:

5кл-4; 6кл-3; 7кл -4; 8кл-4; 9кл -3.

— обязательная недельная нагрузка:

Классы 5 6 7 8 9 Итого
Максимальная нагрузка 32 33 35 36 36 172

 

— начало учебных занятий: 8.00 ч.

— продолжительность модуля 5,8,9 кл — 90 минут; 6,7кл – 60 минут.

— продолжительность перемен между модулями: минимальная 10- минут, максимальная – 20 минут.

Выбор учебников, используемых при реализации

учебного плана для 5-9 кл.

Изучение учебных предметов федерального компонента (обязательной части) учебного плана организуется с использованием следующих учебников, включенных в Федеральный перечень, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования», приказом Минобрнауки России от 08.06.2015 года № 576 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом МОН РФ от 31.03.14 г. № 253» (с изменениями, приказ Минобрнауки  России от 08.06.2015 №576, от 28 декабря 2015г. №1529, от 26 января 2016 г. №38, от 21 апреля 2016г. №459, от 29 декабря 2019г. №1677, от 8 июня 2017г.№535, от 20 июня 2017г. №518, от 5 июля 2017г. №629).

Учебный предмет Наименование рабочей

               программы

Наличие учебно-методического

обеспечения

Русский   язык Русский язык,

5-9 классы

5-6 классы Быстрова Е.А Кибирева Л.В.

7-9 классы Львова С.И. Львов В.В.

Литература Литература 5-9 классы

 

 

 

Литература. 5 класс. Коровина В.П.   Журавлев В.И.

6-7 классы Снежневская М.А., Хренова О.М

8-9 классы Беленький Г.И. — М.: Дрофа

ОДНКНР Основы духовно-нравственной культуры народов России,5-8 классы 5-9 классы  Дорофеев Янунекявичне О.Л.

«Русское Слово»

Иностранный язык (англ яз) Английский язык 5-9 классы 5-6 классы Ваулина Ю.Е. Дули Д.

7-9 классы Кауфман М.Ю.

Афанасьева О.В. Михеева И.В.

Иностранный язык (французский язык) Французский язык 5-9 5 классы Березовская Э.М.

6-9 классы Селиванова Н.А.

Шашурина А.Ю.

Иностранный язык (немецкий язык) Немецкий язык 5 класс 5 класс Аверин А.А. — М.: Дрофа
Математика Математика, 5-6 классы 5-6 классы Виленкин Н.Я., Жохов В.И.
Алгебра Алгебра 7-9 классы Мордкович В.Г.
Геометрия Геометрия 7-9 классы 7-9 классы Атанасян Л.С.
Информатика и ИКТ Информатика и ИКТ 5-9 классы 5-9 классы Босова Л.Л. БИНОМ. Лаборатория знаний.
История

 

 

 

 

 

 

История России 6-9 классы     Андреев,И.Л.,История России

древнейших времен до конца XVI в. 6 кл. :

учебник / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров. – М.

Дрофа

7-9 классы Данилов А.А. История России Брандт. — М.: Просвещение

Всеобщая Россия

 

 

 

Всеобщая история 5-9 классы 5 класс А.А. Вигасин Г.И. Годер История  Древнего  мира

6-7 классы Юдовская А..Я. БарановП.А. Всеобщая история – М.: Просвещение

Обществознание Обществознание 6-9 классы 6-8 классы Кравченко А.И. Певцова Е.А.

9 класс Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю.

М. – Просвещение.

География

 

 

 

 

 

 

География, 5-9 классы

(классическая линия)

5 класс И.И. Баринова

6 класс Т.П. Герасимова Н.П. Неклюкова

7 класс В.А.Коринская И.В. Душина В.А. Щенев

8 класс –И.И. Баринова

9 класс – В.П.Дронов, В.Я.Ром.

Физика Физика, 7-9 классы Перышкин, А.В. Физика. 7-9 кл.

— М.: Дрофа

 

Биология

 

 

 

 

 

Биология, 5-9 классы 5-6 классы Пасечник В.В.

7 класс Латюшин  В.В.,  Шапкин  В.А.  Биология животных

8 класс Колесов,  Д.В.  Биология.  Человек.

9 класс  А.А.Каменский Введение общую биологию и экологию.

Астрономия Астрономия 10-11 классы Чаругин В.М. М.- Просвещение
Химия Химия, 8-9 классы О.С.Габриелян   — М.: Дрофа
Музыка Музыка, 5-8 классы Науменко Г.Н, Алиев В.В. — М.: Дрофа
ИЗО ИЗО,5-8 классы  5 класс Н.А.Горяева

6 класс Неменская Л.А.

7-8 кл Питерский А.С., Гуров Г.Е.

Физическая культура Физическая культура, 5-9 классы
Лях В.И. — М. : Просвещение
Основы безопасности жизнедеятельности ОБЖ 5 класс, 8-9 классы М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов  — М.: Дрофа
Технология

 

Технология, 5-9 классы Под редакцией  В.Д.Симоненко Н.В.Синица.  — М.: Дрофа

 

Особенности учебного плана

В основу формирования учебного плана МБОУ СОШ №47 положен вариант №3 из примерной основной образовательной программы основного общего образования, так как изучение второго иностранного языка (французский язык, немецкий язык) начинается с 5 класса.

Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам.

Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей: русский язык и литература: предметы русский язык 5 класс – 5ч,  6 класс – 6ч, в 7 класс -4ч, в 8-9 классах -3ч; литература  5-6 классах — 3ч, 7-9 классы – 2ч. В связи с вступлением в силу 14.08.2018 года ФЗ №317-ФЗ «О внесении изменений с статьи 11 и 14 ФЗ «Об образовании РФ» в рамках обязательной части учебного плана при реализации предметной области «Родной язык и родная литература» с пятого по девятый класс вводятся предметы родной язык (русский), родная литература (русская) с предложением права выбора родителям (законным представителям несовершеннолетних) родного языка из перечня предложенных школой для изучения и подтверждением своего выбора в заявленной форме (письменно) по 0.5-0.25ч в неделю, чередуя данные предметы по верхней и нижней неделям.

 

Класс Родной язык (русский язык) Родная литература (русская литература) Второй язык (немецкий язык, французский язык)
Час Время Час Время Час Время
5 0.5 ВН-1 пол 0.5 ВН – 2пол 1 НН-год

6бв

0.25

0.5

ВН – 1четв

(7 мод)

ВН -1 пол

(13мод)

0.25

0.5

ВН – 2ч

(7 мод)

ВН – 2пол

0.5

1

ВН – 3,4четв

(13м)

НН – год (26 мод)

7 0.5 ВН – 1 пол

(13 мод)

0.5 ВН —   2пол

(13 мод)

8авг

0.5

0.25

ВН – 1 пол

ВН — 1четв

0.5

0.25

ВН – 2 пол

ВН  — 2четв

1 НН — год
9 0.25  ВН-1четв 0.25 ВН — 2 четв 0.5 НН – 3,4чет

 

 

родной язык (русский язык) 5-8 классы -0.5ч, 6а,8б, 9 класс — 0.25ч. Основные содержательные модули предметов соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка и литературы, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. Изучение предметов «Родной язык», «Родная литература» направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка (русский) формируются речевые способности учащегося, культура речи, интерес к родному языку, трепетное отношение к национальной культуре, традициям и обычаям родного края.

иностранные языки: иностранный язык (англ.)  5-9 классы -3ч, второй иностранный язык (немецкий) 5авг-1ч, 6а-0.5ч, 6в-1ч, иностранный язык (франц.) 5б,6б -1ч, 7классы -2ч, 8 классы -1ч, 9 классы — 0.5ч. Изучение второго языка несёт особую смысловую нагрузку, иностранный язык является не только гуманитарной дисциплиной, но и важным фактором изучения другой культуры, освоение диалогового подхода в мировоззрении, поведении, деятельности;

 математика и информатика: математика 5-6 классы -5ч, алгебра 7-9 классы -3ч, геометрия 7-9 классы -2ч, информатика и ИКТ 7-9 классы -1ч; общественно-научные предметы: история 5-8 классы- 2ч, 9 классы — 3ч; обществознание 6-9 классы -1ч; география  5-6 классы -1ч,  7-9 классы -2ч;  естественно — научные предметы: биология 5-6 классы- 1ч,  7-9 классы — 2ч; физика 7-8 классы -2ч,  9 классы — 3ч; химия 8-9 классы-2ч; основы духовно-нравственной культуры народов Росси; 5-6 класс- 1ч, 8-9 класс -1ч;  искусство:  музыка 5-8 класс -1ч, изобразительное искусство 5-8 класс -1ч; технология: технология 5-7 класс -2ч, 8 класс – 1ч; физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности: физическая культура 5-9 класс -3ч, ОБЖ 8-9 класс -1ч.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся и предусматривает увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части:

в 5-6 классах — 1 час в неделю отведён на изучение информатики с целью освоения системы знаний на уровне функциональной грамотности, необходимых для информационной адаптации и для обеспечения всеобщей компьютерной грамотности; черчение — 1 час в 7АБВ,9АБВ классах обусловлено тем, что данный предмет позволяет развивать пространственное мышление, это соответствует задачам изучения геометрии в старшей школе, а также для организации изучения обучающимися содержания образования технической направленности модуля «Робототехника» в 5А,6А,7Г,8Б; ОБЖ -1 час в 5 БВГ данный предмет позволяет формировать у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, привития знаний и умений распознавать и оценивать опасные и вредные факторы среды.

 

 

Учебный план 8-9 классов реализует идею предпрофильной подготовки в основной школе. В целях чего учащимся и родителям предлагаются программы разного содержания и уровня, у учащихся формируется информационная культура, совершенствуется организация профильного обучения и расширяется профилизация через апробацию ИУП.

Цели введения элективного курса:

  • организация информационной работы, профильной ориентации;
  • овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, средствами и формами графического изображения объектов или процессов,
  • содействие профессиональному определению, развитию социально-значимых компетенций

Форма организации предпрофильной подготовки – внутриклассная.   Реализация предпрофильного обучения в 8-9 классах  — это ведение факультатива «Психология успеха» (8АВГ- 1ч,8Б- 05ч) и  курса «Содружество наук» (1 час 9АБВ). Данные курсы помогают обучающемуся овладеть методами учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Предпрофильная подготовка способствует профессиональному определению, развитию социально-значимых компетенций.

 

Деление классов на группы при проведении учебных занятий по предметам «Иностранный язык» во 5-9 классах, «Технология» в 5-8 классах, «Информатика» в 5-9 классах.

Внеурочная деятельность общего образования.  В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом  основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»  внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Количество занятий внеурочной деятельности для каждого обучающегося определяется его родителями (законными представителями) с учетом занятости обучающегося во второй половине дня. Учащимся предоставлена возможность посещать занятия в музыкальных и художественных школах, спортивные секции, кружки в учреждениях и отделениях дополнительного образования, другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся. С учетом интересов обучающихся объем внеурочной деятельности не превышает 340 часов обучения в основной школе.

Освоение образовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией учащихся переводных классов (5-8 и 9 классов).

Промежуточная аттестация проводится в форме:

— итоговых письменных работ;

—  иных формах по решению педагогического совета.

             Формы промежуточной аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация проводится по каждому предмету учебного плана, формы промежуточной аттестации отражаются в таблице по каждому предмету.

Учебный предмет                      Формы промежуточной аттестации
Тест Диктант Сочинение Контрольная работа Творческое

задание

Реферат Защита

проекта

Учет текущих достижений
Русский язык + +
Литература +
Математика +
Информатика +
Иностранный язык +
Химия +
Биология +
Физика + +
Обществознание + +
История +
География +
Ф-ра +
Черчение +
ОБЖ +
ИЗО + +
Технология +
Курсы по выбору +

Фиксация результатов промежуточной аттестации осуществляется по пятибалльной системе по всем предметам учебного плана.

 

Учебный план направлен на реализацию целей и задач школьного образования, реализацию программы развития и концептуально опирается на принципы:

— выполнение федерального компонента государственного образовательного стандарта;

— индивидуализацию образовательного процесса на основе удовлетворения запросов и потребностей учащихся и их законных представителей.

 

Кадровое и методическое обеспечение соответствуют требованиям учебного плана.